Ростехнадзор переведет краны в III класс

С предложением перевести строительные краны из IV класса опасности в III в правительство обратился Ростехнадзор. Руководитель ведомства Алексей Алёшин сообщил, что тогда служба сможет включить такие объекты в свои плановые проверки, которые дисциплинируют девелоперов, передают Известия.

Ссылка
Трофимук Павел Сергеевич
22.12.2015 11:20
 6492

Комментарии:

Старостин Андрей Борисович
22.12.2015 15:53
Известия: Ростехнадзор предлагает провести рейды по башенным кранам

22 Декабря 2015

После череды резонансных падений башенных кранов осенью 2015 года, в которых погибло не менее 10 человек, Ростехнадзор намерен ужесточить контроль за строительными компаниями. Как рассказал «Известиям» глава ведомства Алексей Алёшин, Ростехнадзор предложил правительству перевести башенные краны из IV в более высокий, III класс опасности — тогда ведомство сможет включить такие объекты в свои плановые проверки, которые дисциплинируют девелоперов. Есть и другой вариант — разрешить ведомству проводить рейды на объектах.

Сейчас у Ростехнадзора нет прав проверять башенные краны (грузоподъемные, краны-манипуляторы, а также строительные подъемники) до того, как с ними произошла авария, — только постфактум либо на основе чьей-либо жалобы, так как они относятся к наименее опасному, IV классу опасности, в отношении объектов этого класса плановых проверок не ведется.

Деление на четыре класса опасности было введено с начала 2014 года. Такое разделение учитывает степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, говорит Алёшин. К I классу были отнесены объекты чрезвычайно высокой опасности — например, некоторые предприятия химического, нефтегазового сектора и угольные шахты. По состоянию на 18.12.2015 в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано более 2 тыс. таких объектов. Ко II классу относятся объекты высокой опасности (более 7 тыс. объектов), к III — средней опасности (более 80 тыс. объектов). К IV — объекты низкой опасности (более 70 тыс. объектов), в том числе объекты, на которых используются башенные краны.

Объекты IV класса опасности являются единственными, в отношении которых не проводятся превентивные проверки, в то время как на объектах I класса опасности действует непрерывный надзор — сотрудники Ростехнадзора фактически работают на этих предприятиях, зарплату им платит ведомство. II класс опасности по плану проверяют не более одного раза в год, а объекты III класса планово посещают раз в 3 года. При этом до введения деления в 2014 году ведомство могло проводить проверки предприятий IV класса, уточнили в пресс-службе Ростехнадзора.

— Так как разделения по классам не было, то и проверок было больше. Если говорить о статистике, по сравнению с 2013 годом у нас сократилось число плановых проверок на 57%, суммарно плановых и внеплановых — на 27%, — говорит Алёшин. — Мы тогда выступили за риск-ориентированный подход, оставив качество подъемной техники на совести собственника (при аварии собственник несет ответственность вплоть до уголовной), но мы столкнулись с тем, что они, напротив, безответственно стали к этому относиться.

За последний год количество аварий башенных кранов увеличилось на 30% — с 10 за январь–сентябрь 2014 года до 13 за аналогичный период этого года, свидетельствуют данные Ростехнадзора. И это без учета серии аварий в последние дни октября 2015 года — с 26-го по 28-е число произошло сразу пять резонансных аварий — в Омске, Краснодаре, Анапе и Таганроге, отмечают в Ростехнадзоре. После проведения анализа несчастных случаев, произошедших за последние 5 лет, ведомство решило ужесточить надзор за кранами, хотя «в целом нельзя сказать, что ситуация с 2010 года стала сильно хуже», говорит Алёшин.

— Без постоянных проверок эксплуатанты башенных кранов, конечно, разбаловались. То, что произошло, особенно в октябре, нельзя списывать на погодные условия, это на 100% человеческий фактор, — считает Алёшин.

Если же повышение класса опасности правительство сочтет ненужным, Ростехнадзор предлагает альтернативу — дать возможность своим инспекторам проводить рейды на краны, находящиеся в границах населенных пунктов. Рейды — это третий вид проверок, установленный 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», но распространяется сейчас только на определенные объекты. К примеру, это особо охраняемые природные территории, подвижной состав железнодорожного транспорта, воздушные суда и пр., но краны в этот перечень не входят. При этом сами стройки, на которых, как правило, краны работают, Ростехнадзор проверять не будет — это обязанность муниципальных управлений стройнадзора. По своей сути рейды аналогичны внеплановым проверкам, но не привязаны к контролю за уже выявленными нарушениями, кроме того, их число не ограничено и о них не надо заранее извещать прокуратуру и потенциального нарушителя, пояснили «Известиям» в пресс-службе Ростехнадзора.

Председатель правления отраслевой ассоциации НОСТРОЙ Эдуард Дадов предупреждает, что перевод башенных кранов из IV в III класс опасности возложит ответственность за проведенные проверки на сам Ростехнадзор — и при несчастном случае, вызванном некомпетентностью инспектора при проведении проверки, представителей ведомства также могут привлечь к гражданской ответственности. Но чаще все-таки судят застройщика или подрядчика, отмечает Дадов. Большая часть несчастных случаев происходит в некрупных городах, где башенные краны более изношены, замечает он.

— По большому счету риск зависит от износа — оборудование дорогостоящее, в Москве со времен Лужкова следят за ним лучше, чем в регионах, где часто используют старые и изношенные краны. В принципе возвращение проверок для кранов должно уменьшить частоту несчастных случаев, но есть опасность, что бизнес начнут кошмарить, и это также отразится и на качестве остальных работ, но уже в сторону ухудшения, — считает Дадов. По его мнению, не факт, что превентивные меры уменьшат количество аварий — государству, скорее, стоит обратить внимание на дисциплину возмещения ущерба пострадавшим в этих авариях.

Источник: Известия
Белов Анатолий Александрович
22.12.2015 22:46 в ответ на #53717
«Без постоянных проверок эксплуатанты башенных кранов, конечно, разбаловались» - считает Алёшин. Вот это нормальное обращение к владельцам подъемных сооружений, прямо детский сад какой-то – эксплуатанты разбаловались.
Еще: «…плановые проверки, которые дисциплинируют девелоперов». Кстати «Девелопер», слово это совсем новое, и далеко не все ещё знают, кто такой девелопер. Произошло это слово от английского «develop», что означает «развивать», «создавать», «разрабатывать». То есть, переводя на русский язык, девелопер - это разработчик чего-либо.
А риск-ориентированный подход еще себя проявит…
Каминский Леонид Станиславович
24.12.2015 01:23 в ответ на #53717
На мой взгляд, это надо было сделать "ещё вчера", причём применительно не только к башенным кранам, но и к мостовым, козловым, портальным, железнодорожным. Относительно кранов стреловых самоходных ответить однозначно не готов, но "рейды" от Алёшина не помешают…
Беляев Геннадий Сергеевич
22.12.2015 16:21
ООО "Эталон"
Ростехнадзор предлагает альтернативу — дать возможность своим инспекторам проводить рейды на краны

Рейды на краны? Звучит заманчиво :)
У меня слово "рейд" ассоциируется с прилагательными "бандитский", "пиратский", "партизанский" :))
Александр Иванович
22.12.2015 18:11
Единственная здравая мысль за 2015 год.
Митусов Евгений Леонидович
19.01.2016 19:57
В продолжение темы и не только..
На портале НПА размещено уведомление о начале разработки изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в части определения особенностей регулирования промышленной безопасности грузоподъемных механизмов и оборудования, работающего под избыточным давлением)
Обоснование
1. Проблема выявлена в результате практики правоприменения и анализа аварийности и травматизма на опасных производственных объектах, на которых используются грузоподъемные механизмы (грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники (далее – ОПО с ПС). По результатам анализа в 2015 году выявлен значительный рост количества аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах, на которых используются грузоподъемные механизмы: - количество аварий на башенных кранах увеличилось на 30 %, на грузоподъемных кранах других типов на 21 %; - количество смертельных несчастных случаев при эксплуатации башенных кранов в 2015 году увеличилось в 2 раза, а количество полученных при эксплуатации башенных кранов тяжелых травм увеличилось в 7 раз. Также следует отметить факты сокрытия аварий на ОПО с ПС и попыток квалификации аварий подъемных сооружений как инциденты. Причиной аварийности и смертельного травматизма при эксплуатации подъемных сооружений, как правило, является несоблюдение организациями требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе непроведение или несвоевременное проведение плановых осмотров, ремонтов и технических освидетельствований технических устройств, отсутствие производственного контроля. Рост аварийности и травматизма, вызванный несоблюдением требований к эксплуатации, в том числе связан с отсутствием в законодательстве требований об осуществлении плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении опасных производственных объектов, на которых используются грузоподъемные механизмы. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты, на которых используются грузоподъемные механизмы, относятся к опасным производственным объектам IV класса опасности, которые не подлежат плановым проверкам со стороны Ростехнадзора.
2. Также в рамках практики правоприменения выявлены избыточные требования в области промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и грузоподъемные механизмы.
Планируемый срок вступления в силу Январь 2017
http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=45339
Скрытная Марфа Васильевна
20.01.2016 12:32 в ответ на #54681
А сразу нельзя было сообразить, что краны начнут падать чаще?
Второе начало термодинамики гласит, что само по себе, без административного надзора и давления, всё становится только хуже.
Шульга Сергей Артурович
20.01.2016 14:39 в ответ на #54742
Сразу вспомнились времена, когда инспекторы вешали пломбы и взятки брали кирпичами, досками и баней с водкой, а будущие эксперты проверяли железо, а не всё, всё, всё… И акт обследования был на 10 страничках примерно. Ностальгия однако…
Белов Анатолий Александрович
20.01.2016 17:19 в ответ на #54754
Зато башенные краны были обследованы, дефекты устранены, разработаны ППРк и проекты на крановые пути, по которым они были смонтированы. Установлены тупиковые упоры, работали ограничители грузоподъемности и концевые выключатели. И наконец, проведено полное техническое освидетельствование.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал…
Шульга Сергей Артурович
20.01.2016 18:29 в ответ на #54772
Привет, Толь! и не только башенные. Я трудовую деятельность в порту начинал…
Белов Анатолий Александрович
20.01.2016 20:23 в ответ на #54780
Сергей, привет! Портальные? Я так до них и не добрался, смотрел со стороны…
Шульга Сергей Артурович
20.01.2016 20:37 в ответ на #54784
Ну да, портальные. Начинал на практике в Нижнеянском порту слесарем, после института был мастером по СГЗП, потом ответв. за исправное состояние кранов в Московском Западном порту.
Задумчивый Виталий Станиславович
21.01.2016 07:22 в ответ на #54754
А ещё были письма от головных научно-исследовательских организаций, которые, на основании опыта применения тех или иных технических устройств (если помните, башенные краны КБ-406, которые были изготовлены в период "экономика должна быть экономной"), требовали проведения внеочередного технического диагностирования (даже в пределах нормативного срока эксплуатации). Потому как проводился анализ причин повышения аварийности.
Виталий В П
21.01.2016 09:37 в ответ на #54796
Не только КБ-406, но и КБ-403 рубился по толщине поясного листа кольцевой рамы, С-981 вообще приостанавливался и назывался краном-убийцей, КБ-503 - по ходовым тележкам, этих писем была тьма. В свое время грамотные люди (по моему Новосибирск) собрали их все и издали в одной 150 стр. книжке. В настоящее время инспекция про них не помнит
Задумчивый Виталий Станиславович
21.01.2016 11:17 в ответ на #54799
Сейчас, за редким исключением, РТН это сборище "эффективных менеджеров" из рядов российской армии или чего-нибудь подобного. Поставлена задача к сроку представить документ - пожалуйста, а то, что документ никакой, так это никого не волнует, задача то выполнена. Поэтому и мнение и опыт головных организаций, в свое время разработавших Правила Безопасности, Руководящие Документы, а тем более какого-то там экспертного сообщества РТН не интересует.
Шульга Сергей Артурович
21.01.2016 13:21 в ответ на #54814
Головные организации по кранам уничтожили, как помеху бизнесу. И не без участия некоторых наших коллег между прочим… Я 18 лет в СКТБ БК отработал и весь процесс не по наслышки знаю.
я олег
20.01.2016 14:29
Может все просто - финансовый поток иссяк.
В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!».
Трофимук Павел Сергеевич
16.04.2016 00:27
Законопроект по переводу строительных кранов из IV класса опасности в III класс проходит межведомственное согласование. http://www.risk-news.ru/news/stroitelnye_krany_budut_planovo_proveryatsya_rostekhnadzorom/
Александр Иванович
18.04.2016 01:30 в ответ на #60345
А что такое 'строительный кран'?
Старостин Андрей Борисович
18.04.2016 16:18 в ответ на #60360
'строительный кран'
- это значит башенные краны строительные (передвижные, универсальные, стационарные, приставные и самоподъемные строительные башенные краны с грузовым моментом от 100 до 1000 т*м, предназначенные для механизации строительных и монтажных работ).

Такая классификация дана в ГОСТ 13556-91 и ГОСТ 4.474-87.
Старостин Андрей Борисович
10.05.2016 16:15 в ответ на #60373
В апреле 2016 года Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) рассмотрело вопрос о состоянии аварийности кранов в строительной отрасли. На территории субъектов Российской Федерации, поднадзорных Сибирскому управлению Ростехнадзора в 2015 году произошло 4 аварии с башенными кранами, в результате которых было травмировано 10 человек. Широкий общественный резонанс вызвала авария с башенным краном, произошедшая 26 октября 2015 года в г. Омске. Вследствие грубейших нарушений требований промышленной безопасности на объекте капитального строительства «Торгово-выставочный комплекс с гостиницей по ул. Маршала Жукова» в Центральном административном округе г. Омска произошло падение башенного крана КБ-403А на два автомобиля, в результате чего погибли четыре человека, двое были госпитализированы с тяжелыми травмами.

Основными причинами указанных аварий явилось: низкий уровень организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте со стороны руководителей и специалистов организаций. Отступление от требований проекта производства работ башенными кранами, пуск в работу кранов без проведения периодического технического освидетельствования, допуск к работе неаттестованных специалистов и персонала без профессионального обучения, по соответствующему виду деятельности и неудовлетворительная производственная дисциплина в строительных организациях. При должном внимании со стороны собственников и руководителей организаций к вопросам промышленной безопасности затраты на мероприятия по повышению уровня промышленной безопасности и охраны труда могли быть использованы с большей эффективностью.

В настоящее время у Ростехнадзора отсутствуют полномочия по проверке башенных кранов, других грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, которые входят в состав опасных производственных объектов IV класса опасности. Указанные проверки возможны лишь после случившегося факта аварии, либо на основе поступившей жалобы, так как в отношении объектов IV класса опасности по действующему законодательству плановые проверки органами Ростехнадзора не проводятся.

В последние годы произошел резкий рост аварийности грузоподъемных кранов и травматизма в строительной отрасли Российской Федерации. В 2015 году в России на 58% выросло количество аварий с башенными кранами. Число погибших в результате таких несчастных случаев увеличилось на 64%. Затраты, связанные с выплатами семьям погибших, в результате аварий с грузоподъемными кранами, прямые материальные потери организаций, владельцев кранов и их затраты на ликвидацию последствий случившегося в каждом случае исчисляются миллионами рублей. После череды резонансных падений башенных кранов в 2015 году, Ростехнадзор усиливает контроль за строительными компаниями. Подготовлены нормативные акты по формированию национальных требований к обеспечению безопасности лифтов и промышленных подъемных механизмов. Для этого Ростехнадзор предлагает повысить класс опасности соответствующих объектов (до третьего), чтобы вернуть плановые проверочные мероприятия. Соответствующий законопроект разработан и проходит межведомственные согласования.

Вместе с тем аварии с грузоподъемными кранами, на поднадзорных Сибирскому управлению территориях субъектов Российской Федерации, продолжились и в 2016 году. 29 февраля 2016 года в г. Новосибирске в обществе с ограниченной ответственностью «Квадратный метр» на строительном объекте: «Многоквартирный жилой дом с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по ул. Карамзина, 53» в Центральном районе г. Новосибирска» при разгрузке с автомашины металлической арматуры произошла авария – падение крана на гусеничном ходу РДК-25 в результате перегрузки.

15 марта 2016 года в г. Омске на строительном объекте: «Реконструкция здания театра «Галерка», при разгрузке металлопроката монтажным краном МКГ-25БР, принадлежащим обществу с ограниченной ответственностью «ШИК» произошел отрыв поворотной платформы крана совместно с башенно-стреловым оборудованием, с последующим падением на проезжую часть и крышу двухэтажного жилого дома.

В результате падения крана повреждены грузовой автомобиль и кровля крыши жилого дома по ул. 4-я Транспортная, 9. Только по счастливой случайности в указанных авариях никто не пострадал.

Для выявления и пресечения нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации башенных кранов, другой грузоподъемной техники, допускаемых застройщиками, заказчиками, подрядчиками в процессе строительства, а также в целях выполнения мероприятий по предупреждению нарушений требований промышленной безопасности в строительной отрасли, необходима совместная работа с другими органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ссылка на сайт Сибирского управления Ростехнадзора.
инспектор _ _
10.05.2016 23:31
Для выявления и пресечения нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации башенных кранов, другой грузоподъемной техники, допускаемых застройщиками, заказчиками, подрядчиками в процессе строительства, а также в целях выполнения мероприятий по предупреждению нарушений требований промышленной безопасности в строительной отрасли,
необходима совместная работа с другими органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
.
Видать свои-то инспекторы всё таки разбежались..
При окладе у инспектора 4100, сложно его удержать….
Васильченко Виталий Евгеньевич
10.05.2016 23:43
АО «ВНИКТИнефтехимоборудование»
При окладе у инспектора 4100, сложно его удержать….
Добрый вечер (день) Инспектор.
Но на такой оклад не возможно содержать семью!
—————
Жаль, хотел в этом, 2016 году, подать заявку, документы на рассмотрение, в Ростехнадзор.
Очень и очень жаль.
Ссылка...
Ветров Сергей Владимирович
11.05.2016 05:40
Серт за час - фиг получишь
Наглядный пример: http://subsidii.net/центр-занятости-населения/новости/item/118-зарплаты-государственных-гражданских-служащих.html
Регламентирующий Указ: http://docs.cntd.ru/document/901990553
Теперь считайте, сколько выйдет в месяц в зависимости от должности, на которую претендуете.
Ветров Сергей Владимирович
11.05.2016 05:46
Серт за час - фиг получишь
Денежное содержание гражданского служащего состоит из:
- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью;
- месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (в размере от 10 % до 30 % должностного оклада);
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы (до 200 % должностного оклада в зависимости от группы должности);
- ежемесячного денежного поощрения;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (в размере двух месячных окладов денежного содержания);
- материальной помощи один раз в календарном году при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (в размере одного месячного оклада денежного содержания);
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью:
35 календарных дней - гражданским служащим, замещающим должности высшей и главной групп;
30 календарных дней – остальные группы должностей.
2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, продолжительность которого исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.
3. Ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется продолжительностью до 6 календарных дней, согласно перечню должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых гражданским служащим устанавливается ненормированный рабочий день (перечень устанавливается приказом соответствующей Службы).
Белкин Александр Викторович
11.05.2016 13:29 в ответ на #61477
И это при окладе у инспектора 4100 руб., а величина федерального МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 руб.

Как ОНИ выживают?
Васильченко Виталий Евгеньевич
11.05.2016 15:09 в ответ на #61488
АО «ВНИКТИнефтехимоборудование»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2009 г. Регистрационный № 13169
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2008 г. N 925 г. Москва "О введении Условий оплаты труда работников территориальных органов Ростехнадзора….
Российская газета - Федеральный выпуск №4844
Ссылка...

Ссылка...
иванов иван иванович
30.05.2016 21:31
По моему подьемщиков (инспекторов) грамотных уничтожили как класс ,во асяком случае в ЮФО спросить и получить квалифицированную помощь не у кого ….
Васильченко Виталий Евгеньевич
30.05.2016 21:39 в ответ на #62325
АО «ВНИКТИнефтехимоборудование»
подьемщиков (инспекторов) грамотных уничтожили как класс
Как и везде, так и в Ростехнадзоре главное - профессия, указанная в дипломе о высшем образовании.
ЮФО - мой округ. ссылка....
Старостин Андрей Борисович
8.06.2016 17:34
Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) приостановило работу башенного крана, эксплуатируемого ООО Производственная фирма «Жилкоммунстрой».

Ранее в адрес управления поступило обращение от жителя Республики Мордовия с жалобой на работу башенного крана при строительстве здания на улице Мордовская в г. Саранск. В связи с этим управлением по согласованию с органами прокуратуры была организована внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований промышленной безопасности со стороны ООО ПФ «Жилкоммунстрой». В частности, башенный кран не был поставлен на учет в органах Ростехнадзора, не было проведено внеочередное полное техническое освидетельствование после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте. Кроме того, эксплуатируемый ООО ПФ «Жилкоммунстрой» башенный кран не пущен в работу специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений. Выявленные нарушения могли привести к аварийной ситуации и создавали непосредственную угрозу жизни и здоровья людей.

Волжско-Окским управлением Ростехнадзора вынесено постановление о назначении административного наказания ООО «Жилкоммунстрой» в виде приостановления деятельности на 90 суток, выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Выполнение предписания взято под контроль.
Спец Евгений Васильевич
16.03.2017 15:05
Господа, а какая сейчас ситуацию по отнесению строительных кранов к 3 классу опасности? Грядут ли перемены? К чему готовиться? Спасибо!
Митусов Евгений Леонидович
16.03.2017 15:50 в ответ на #74366
Письмом от 22.11.2016 № 00-01-07/587 законопроект внесен в Правительство Российской Федерации. В Аппарате Правительства Российской Федерации планируется проведение совещания по урегулированию разногласий по законопроекту
Спец Евгений Васильевич
16.03.2017 16:48 в ответ на #74370
Спасибо за информацию