Подаём замечания к ФНП по подъёмным сооружениям (утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461).

Добрый день, уважаемые участники форума! Мне удалось до Ростехнадзора донести свои 6 замечаний к ФНП ПС, приняты к рассмотрению. Мне сказали, что замечаний мало, необходимо добавить. Если у кого есть свои замечания к ФНП ПС прошу выкладывать здесь, в этой дискуссии с кратким обоснованием. Есть большая вероятность, что и их РТН примет к рассмотрению.

ИВ
Иванишин Вадим Николаевич
6 июня 13:23
 421

Комментарии:

Лучшие комментарии за всё время
Васильченко Виталий Евгеньевич
9 июня 12:48 в ответ на #146236

Для начала обсуждения, будет думаю очень полезно

Поддерживаю предложение Дмитрия Станиславовича. 

Вы писали о проекте "О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2020 г. № 461" от 2023 года? https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=139368

Или нет?

DOCX
118326 regulation.docx
Скачать файл
DOCX
Сводный отчёт.docx
Скачать файл
Алексеев Дмитрий Станиславович
9 июня 12:45
НАДЗОР-ИНФО

Вадим Николаевич, если возможно, пришлите, пожалуйста, ваши 6 замечаний. Думаю, для начала обсуждения это будет очень полезно.

Васильченко Виталий Евгеньевич
9 июня 12:48 в ответ на #146236

Для начала обсуждения, будет думаю очень полезно

Поддерживаю предложение Дмитрия Станиславовича. 

Вы писали о проекте "О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2020 г. № 461" от 2023 года? https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=139368

Или нет?

DOCX
118326 regulation.docx
Скачать файл
DOCX
Сводный отчёт.docx
Скачать файл
ИВ
Иванишин Вадим Николаевич
10 июня 06:20 в ответ на #146237

Добрый день! Нет это не мои труды.

ИВ
Иванишин Вадим Николаевич
10 июня 06:17
DOCX
Предлагаемые изменения ФНП № 461 (ФНП ПС).docx
Скачать файл
Алексеев Дмитрий Станиславович
10 июня 11:07
НАДЗОР-ИНФО

Разбор положений Сводный отчёт.docx (в рамках ОРВ проекта приказа Ростехнадзора о внесении изменений в ФНП ПС, Приказ №461)

📄 Пункт 1 (по тексту Сводный отчёт.docx)

Структурированный разбор:

  1. Проблема: превышение рамок Поручения Правительства
    Поручение Григоренко предусматривало внесение изменений только по чек-листам разрешительной деятельности. Проектируемые изменения в ФНП выходят за эти рамки, что не обосновано.
  2. Пример: Пункт 58 ФНП (новая редакция проекта)
    Краны ≤10 т при переводе на радиоуправление с демонтажом кабины предлагается снимать с учета в реестре ОПО. Это противоречит:
    - ст.2 п.2 ФЗ №116-ФЗ;
    - п.10 и п.14 Приказа №471.
  3. Пример: Пункт 251 ФНП (новая редакция проекта)
    Вводится требование о наличии "сведений о внесении ПС в состав ОПО". В действующей редакции — "сведения о постановке ПС на учет" (ведомственный учет). Понятие "внесение ПС в состав ОПО" отсутствует в законодательстве.
  4. Правовые основания:
    ОПО ≠ ТУ / ПС → ОПО = производственная площадка (Приказ №471, п.10). Ведение ведомственного учета ТУ возможно, но не в виде нового обязательного требования к организациям.

Вывод по Пункту 1:

  • ✅ Позиция Минэка обоснована.
  • ✅ Введение режима снятия ПС с учета ОПО противоречит действующему праву.
  • ✅ Понятие "внесение ПС в состав ОПО" — юридически некорректно.
  • ✅ Необходимо исключить спорные положения из проекта ФНП или привести Приказ №471 в соответствие — что не сделано.

📄 Пункт 2 (по тексту Сводный отчёт.docx)

Структурированный разбор:

  1. Проблема: ведомственный "учет" ТУ превращается в обязательное требование
    Закон №116-ФЗ не предусматривает обязанностей по постановке ТУ (ПС) на учет. Единственное обязательное действие — регистрация ОПО (ст.2 п.2 ФЗ №116-ФЗ).
  2. Позиция по Приказу №471:
    П.14 Приказа №471 → организация уже предоставляет сведения о ТУ / ПС в составе сведений об ОПО. Этого достаточно для ведения учета ТУ на уровне Ростехнадзора.
  3. Принцип правомерности требований (ФЗ №247-ФЗ, ст.2 ч.3):
    Новые обязательства (например, постановка ПС на учет) могут устанавливаться только федеральными законами. В ФЗ №116-ФЗ такой обязанности нет.
  4. Оценка избыточности:
    Введение "учета ТУ" через ФНП создаст необоснованные расходы для организаций. Ведомственный учет ТУ может вестись без перекладывания новых обязанностей на бизнес.

Вывод по Пункту 2:

  • ✅ Позиция Минэка обоснована.
  • ✅ Обязанность по постановке ТУ (ПС) на учет не закреплена в законодательстве.
  • ✅ Предложения ФНП по "учету ТУ" необходимо исключить как противоречащие ФЗ №116-ФЗ и ФЗ №247-ФЗ.
  • ✅ Ведомственный учет допустим в рамках полномочий Ростехнадзора, без навязывания новых требований субъектам регулирования.
Алексеев Дмитрий Станиславович
10 июня 11:09
НАДЗОР-ИНФО

В заключении об оценке регулирующего воздействия на проект изменений в ФНП “Правила безопасности ОПО с подъемными сооружениями” главное следующее:


1️⃣ Главное противоречие с законодательством

  • Проект выходит за рамки Поручения Правительства (которое требовало лишь адаптации под чек-листы разрешительной деятельности), а добавляет новые нормы, в том числе по учету/неучету ПС в реестре ОПО.
  • Это не соответствует ч.1 ст.5 закона 247-ФЗ (только для целей защиты жизни, здоровья и т.п.).

2️⃣ Спорная попытка регулировать учет ПС через реестр ОПО

  • Проект предусматривает:
  • если мостовые и консольные краны ≤10 т перевести на радиоуправление + демонтировать кабину, их снимать с учета ОПО.
  • в п.58 ФНП: при дистанционном управлении такие ПС «не подлежат учету» в реестре ОПО.
  • в п.251 ФНП: запрет эксплуатации ПС без сведений о постановке на учет — расширяют трактовку (в проекте — «без сведений о внесении в состав ОПО», что не соответствует порядку регистрации по Приказу №471).
  • При этом в Приказе №471 по учету ОПО ПС как отдельный объект учета не выделяется:
  • ОПО — это площадка с применяемыми ТУ, а не отдельные механизмы.
  • Требуется лишь наличие сведений о ПС в пакете регистрации ОПО (п.14 Приказа №471).
  • Фактически проект вводит избыточное требование учета/неучета ПС в реестре ОПО, хотя Закон №116-ФЗ не требует «учета» ПС отдельно.

3️⃣ Минэкономразвития фиксирует избыточные требования

  • Закон №116-ФЗ требует только регистрации ОПО. Нет обязанности по “учету” отдельных устройств.
  • Разработчик (Ростехнадзор) может вести свой учет ПС, но не вправе перекладывать эту обязанность на эксплуатирующие организации.
  • Закрепление таких требований в ФНП создаст необоснованные расходы и обязательства для бизнеса → не соответствует требованиям закона 247-ФЗ.

Итоговые выводы Минэка:

  • ✅ проблема частично есть → но не обоснована полнота регулирования;
  • ❌ проект не соответствует закону 247-ФЗ;
  • ❌ вводит избыточные требования и расходы;
  • ⚠️ Минэк предлагает либо скорректировать Приказ №471, либо убрать положения о снятии/постановке ПС на учет из проекта ФНП.

Для экспертов по ПС:

👉 Самое важное:

  • идет попытка через изменения в ФНП ввести фактически новую модель учета ПС через реестр ОПО;
  • не предусмотрена законом;
  • противоречит логике учета по Приказу №471;
  • создаст юридические коллизии (что считать ОПО, как трактовать “учет ПС”, кто обязан снимать/вносить ПС в реестр ОПО).

👉 Фактически:

  • дистанционные краны ≤10 т хотят исключить из состава ОПО, что приведет к снижению нагрузки по учету для бизнеса.
  • Но вносят это через не согласованный с законом механизм, что юридически спорно.

Васильченко Виталий Евгеньевич
10 июня 12:39

Закон №116-ФЗ требует только регистрации ОПО. Нет обязанности по “учету” отдельных устройств

:-) И переложить обязанности по учету и ведению реестра технических устройств, сооружений применяемых на ОПО в Роскомнадзор

 https://docs.cntd.ru/document/1301996117 

https://fsrar.gov.ru/gosudarstvennaja_registracija_oborudovanija_dlja_proizvodstva_tabachnyh_izdelij_

https://docs.cntd.ru/document/573264145

В 1931 году началась государственная регистрация технологического оборудования в СССР. Это было предусмотрено постановлением Совета Труда и Обороны СССР №567 от 29 ноября 1931 года «О проведении переписи оборудования промышленности». Документ предусматривал, что в 1932 году проведут всесоюзную перепись оборудования промышленности, а к 1 января 1932 года — паспортизацию оборудования в определённых отраслях. Перепись была направлена на "... изучение состава, состояния и условий использования оборудования..", и её проведение было возложено на Государственную плановую комиссию СССР.

Так в чём смысл "постановки на учёт" в РТН в 2025 году?

ИВ
Иванишин Вадим Николаевич
10 июня 13:40

Эксплуатирующей организации постановка на учет ПС не нужна! С 01.09.2024 постановки на учет нет и не надо.

Васильченко Виталий Евгеньевич
10 июня 13:46 в ответ на #146248

Эксплуатирующей организации постановка на учет ПС не нужна! 

В том числе и не нужен учёт ТУ. Сведения, ежегодно представляемые в РТН, содержат сверх достаточно сведений и информации ссылка...

Скрытная Марфа Васильевна
11 июня 02:39

И п. 6 нужно, наконец, дописать, а то так висит недоделанный)))

ИВ
Иванишин Вадим Николаевич
11 июня 05:02 в ответ на #146250

Добрый день! Обещали дописать.