Доброго дня всем форумчанам. Вынужден вновь обратиться к вам с вопросом, на который самостоятельно не нашёл ответ. При очередном осмотре стрелы автомобильного крана (КС-45721) на ребордах канатных блоков, расположенных на оголовке стрелы, обнаружил необычные повреждения. Выглядят они по-разному, но, по всей видимости природа их происхождения одинакова. На одном канатном блоке металл реборды расслоился, и выглядит как заусенец (1). На втором блоке реборда значительно протёрта, с образованием канавки (2). Как этого удалось достичь, и по какой причине - для меня загадка. Блоки легко вращаются от руки. Есть ещё один дефект - значительная деформация реборд двух центральных блоков (3). Начнёшь вращать блоки - они начинают задевать друг друга деформированными ребордами. Прошу подсказать, о какой технической неисправности говорят эти дефекты?
Предохраняющую ось снимали. Видите на фото вместо шплинта проволочка в отверстии оси. На оси тоже имеются бороздки от троса. Работяги что только не делают, за ними нужен надзор, глаз да глаз !
Евгений Леонидович. Скорее всего вы "в точку" попали. Из-за технической невозможности выдвинуть стрелу на полную длину, крановщик, по его признанию, частенько поднимает груз при косом натяжении канатов. Большое вам спасибо за комментарий!
Попробуйте оттянуть канаты вручную и посмотрите, где они будут тереться. Судя по фотографии, не всё так просто.
Это износ стяжного болта крюковой подвески. Запрещается подтаскивать грузы с помощью ПС при косом натяжении грузовых канатов .
III. Требования промышленной безопасности к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС
23. Организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования:
л) исключить случаи использования ПС для подтаскивания грузов и использования механизма подъема крана с отклонением канатов от вертикали;
150. Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
Если возможен случай с перекосом троса под нагрузкой, то похоже на смятие металла тросом при его перекосе / выходе из канавки.
Не могу понять, как канат мог выйти из ручья блока? Ведь предохраняющая ось на месте, следов её износа нет.
Предохраняющую ось снимали. Видите на фото вместо шплинта проволочка в отверстии оси. На оси тоже имеются бороздки от троса. Работяги что только не делают, за ними нужен надзор, глаз да глаз !
В любом случае это смятие от механического воздействия, блок мог смяться от столкновения с другой массивной железкой. А канат мог выйти из ручья блока в случае если он ослаблен, не натянут.
Возможность ударить оголовком, думаю, здесь минимальная. Ведь канатные блоки защищены пластинами-щеками (блоки как бы утоплены внутрь). Удар примут на себя эти пластины. Да и предохраняющая ось первая примет на себя удар. А здесь щёки и ось целые, а блоки изношены донельзя.
Блоки защищены пластинами-щеками только с боков и сверху, снизу не защищены. Направление силового воздействия (удар или давление) было снизу.
Если исследовать макроструктуру металла в поперечном разрезе, то можно понять деформация образовалась от ударного воздействия или от равномерного давления. При ударе на поверхности металла образуется наклёп и сетка микротрещин, при пластической деформации будет равномерная деформация зёрен металла в одинаковом направлении.
Спасибо, коллеги, за высказанные мнения и рекомендации. Поддержка форумчан - ЗИН и Дмитрия Викторовича - существенно помогли мне.
Точно косое натяжение канатов!!! Бывало такое!!!
А я бы поддержал версию затягивания крюковой.
Сергей Артурович, что вы имеете в виду? Каким образом "затягивания"?
Пушкин ниже очень точно ответил 8-)). Я участвовал в расследовании аварии, причиной которой стал обрыв каната из-за затягивания крюковой. Правда блоки там были пластиковые. На кране не работал ни один прибор вообще. Крановщик видимо сконцентрировал все внимание на грузе, который снимали с машины. Стрела под собой почти. Верх видно плохо. Крюк отлетел на несколько метров и убил человека.
А как нагруженный крюк умудрился отлететь? Или крюк при ударе о землю упавшего с ним груза соскочил с того, за что был закреплён (петель стропы, проушин и т.п.), и полетел?
Это был вспомогательный подъем. Сорян. Не уточнил.
Затягивание происходит классическим образом - концевик неисправен, крановщик придремал, и привет. А может и исправен, но клапан на палке... Крюковая обойма при затяжке упрется проушиной для коуша в оголовок, перекосится, и два ее крайних блока как раз повредят средние блоки оголовка. Хотя задиры немного смущают... Короче, надо крюковую подвеску смотреть на предмет похожих повреждений.