Ответ к комментарию «
Готовящиеся изменения, касающиеся "аттестации технологии сварки в ФНП «ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ СВАРОЧНЫХ РАБОТ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ» :14. Пункт 14 изложить в следующей редакции: «Работы по сварке должны выполнять юридические лица или индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуры проверки готовности к применению технологий сварки в соответствии с требованиями, действующими в области промышленной безопасности.». Работы по сварке должны выполнять юридические лица или индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуры проверки готовности к применению технологий сварки в соответствии с Порядком применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утверждённым постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 19 июня 2003 г. № 103 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный № 4811; Российская газета, 2003, № 120/1) с изменениями, внесёнными приказом Ростехнадзора от 17 октября 2012 г. № 588 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный № 25903; Российская газета, 2012, № 283).15. Процедуры проверки готовности к использованию применяемых сварочных технологий должны быть осуществлены в условиях конкретного производства сварочных работ, с учетом специфики работ, выполняемых каждым филиалом (обособленным подразделением) юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим его функции, в том числе производство сварочных работ. При проверке оценивается наличие технических, кадровых и организационных возможностей для выполнения сварочных работ и способность выполнить в производственных условиях сварные соединения, соответствующие требованиям, устанавливаемым НТД или проектной документацией.В пункте 15 добавить абзац второй следующего содержания:«При положительных результатах проверки наличия технических, кадровых и организационных возможностей организацией выполняется сварка контрольных сварных соединений с применением заявленной технологии сварки на объекте, на котором осуществляется производство сварочных работ в процессе строительства, монтажа, ремонта, изготовления объекта, либо на производственной базе, организованной организацией-заявителем на время строительства, монтажа, ремонта объекта или на постоянной основе для выполнения комплекса сварочных работ, включая подготовку, сборку и сварку производственных сварных соединений.»Вот Вам "регламент" оценки экспертом применяемой "технологии сварки" при сертификации на соответствие ТР ТС 032.. "Посредники" исчезают, статус Эксперта резко вверх и стоимость его услуг уже не вызывает "раздражение".Я полагаю иных мнений у сообщества экспертов нет ?
»:
23.06.2017 12:36
Игорь Николаевич, изменений к 14 разделу все-таки нет. https://minjust.consultant.ru/files/34961
Речь идет об аттестации технологии специализированной организацией, исходя из определения спец.организации в приложении:
Специализированная организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), зарегистрированное на территории Российской Федерации, отвечающее требованиям раздела III настоящих ФНП, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в пункте 92.

92. Техническое перевооружение ОПО, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку оборудования под давлением должны осуществлять специализированные организации, имеющие статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели (далее - специализированные организации).

То есть аттестацию технологии проводит сама организация, проводящая работы по техническому перевооружению ОПО, монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации), наладки оборудования под давлением. Про изготовителя оборудования тут речи и не идет.
Евгений, спасибо за информацию!
Почитай их документы, по-моему все расписано четко, понятно и убедительно. Интересная, однако, у нас ситуация сложилась по сварке. А ведь предприятия тратят миллионы рублей на аттестацию технологий и оборудования, которые могли бы пойти на развитие, а не на получение непонятных заключений по устаревшим НТД…
22.06.2017 14:06
Сергей Владимирович, выдаете просто ссылку на текст документа на неофициальном источнике. Ниже ссылка на поиск в реестре Минюста, там этого документа нет. https://minjust.consultant.ru/documents/search/?minjustnumber=4811
К тому же, согласно базе Гарант, данный документ официально опубликован не был, что является одним из условий вступления документа в силу.
http://base.garant.ru/186035/
Поправьте меня, если не прав.
Например, в директиве PED 97/23/EC прописано четкое требование по аттестации технологии. В наших же ТР ТС нет ни слова об этом. А ПБ, в которых было требование по аттестации технологии, отменили…
Ответ к комментарию «
Спасибо Сергей Артурович. К сожалению, во вложении это "литература" и у экспертов пока "зашоренный", взгляд на аттестацию сварщиков, сварочных материалов, оборудования сварочное и аттестацию технологии сварки, что и подтверждают комментарии Сергея Владимировича.1. РД по аттестации оборудования через НАКС носит рекомендательный характер, что в нем и написано. И минюст этот РД не прошел. Так, что с попыткой аттестации сварочного оборудования и НАКС и кто-либо иной пускай ходят мимо.2. Аттестация сварщиков через НАКС пока, как мне видится, не имеет альтернативы.3. Аттестация технологии сварки , вот этот вопрос весьма скользкий и неоднозначный. Я не вижу особых проблем аттестации технологии комиссией предприятия, без какого-либо участия НАКСа., что наиболее буджетно. Издали приказ на комиссию, составили программу, заварили однотипные образцы, выполнили мех. испытания и составили "Акт об аттестации применяемой технологии сварки", да уж и бессрочный."При сертификации или декларировании эти документы являются доказательной базой, а при серийной сертификации их наличие обязательно для осуществления анализа состояния производства – если орган по сертификации нормальный, а не "половой", то он обязан затребовать эти свидетельства." ??? Это что, мнение эксперта или фэнтези !!!
»:
21.06.2017 20:47
Игорь Николаевич, а РД 03-615-03 по аттестации технологии разве зарегистрированы в Минюсте? Я не нашел. Но есть изменения к ним https://minjust.consultant.ru/documents/search/?minjustnumber=25903
Комментарий к теме «
»:
1.06.2017 18:52
Сегодня наткнулся на проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О Типовых схемах оценки соответствия" - https://docs.eaeunion.org/ria/ru-ru/0122129/ria_14042017_att.pdf
С момента вступления в силу данного решения Совета ЕЭК для ТР ТС 010 подтверждение соответствия необходимо проводить в соответствии с процедурами, установленными в самом ТР ТС, а не в решении КТС № 621, с согласно новому решению Совета ЕЭК подтверждение соответствия для ТР ТС 010/2011 будет происходить только внесения правок в данный ТР ТС.
Таким образом, учитывая положения пункта 2 Статьи 8 ТР ТС 010/2011 декларирование соответствие осуществляется на основании собственных доказательств (схема 1д, 2д) и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (все остальные схемы, включая 5д), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованная испытательная лаборатория (центр)).
Но даже в новом решении Совета ЕЭК для схемы 5д предусмотрены испытания только в аккредитованной ИЛ - https://docs.eaeunion.org/ria/ru-ru/0122132/ria_14042017_att.pdf

Интересна также аналитическая справка к данному проекту - https://docs.eaeunion.org/ria/ru-ru/0122127/ria_14042017_ref.pdf , в которой говорится о причинах разработки нового положения.
Всеобщее применение не значит обязательное, под "всеобщим" полагается главный принцип стандартизации - широкое и многократное применение каких-либо положений, требований.
Из того же ФЗ о Стандартизации:
"национальный стандарт - документ по стандартизации…"
"документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации…."
Евгений, 184-ФЗ и добровольность применения ГОСТов никто не отменял, ФЗ О Стандартизации лишь дополняет некоторые положения, а именно:
3. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы.
И где же и для каких целей производитель будет заявлять соответствие межгосударственному (не национальному) стандарту ГОСТ 32809-2014 ??
Почти вся промышленная продукция сейчас выпускается по ТУ, по ГОСТ выпускают в основном пищевку, да и положение о том, что если указал ГОСТ на упаковке, то должен ему соответствовать, было и ранее.
Сергей Владимирович, ГОСТ и пример выделенный жирным не закон!)
ГОСТы применяются на добровольной основе и не являются нормативно-правовыми актами, в отличие от ТР ТС, решений ЕЭК. Данный ГОСТ разработан на основе решения КТС № 621 и носит рекомендательный характер.
Опять же, п.4.5 данного ГОСТа говорит о необходимости наличия аккредитации ИЛ:
4.5 Исследование типа продукции проводит орган по сертификации продукции при участии !!!испытательной лаборатории (центра), которые включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза с соответствующей областью аккредитации !!!.

А пример из п.5.3 противоречит описанию схемы 5д в ТР ТС и Решениях ЕЭК, так как заявитель по схеме 5д сам не проводит испытания в рамках схемы, а только предоставляет протоколы заводских испытаний для оценки.

В общем, противоречий множество, но про испытания в аккредитованной ИЛ написано напрямую по тексту ТР ТС, решение ЕЭК, а то, что можно проводить испытания не в аккредитованной ИЛ (например, в п.5.1 в 1 абзаце указано, что исследование типа включает в себя исследования образца для запланированного производства как типового представителя продукции, применяемой на опасных производственных объектах, то есть без упоминания испытаний вообще)) нужно выуживать из текста, что не совсем убедительно.
Противоречий в законодательстве ТС множество, трактовать одни и те же положения можно по разному, но в любом случае при декларировании соответствия все ответственность лежит на заявителе. А далее уже вам решать, и хорошо, если не придется доказывать заказчику/надзорным органам правомочность принятой вами ДС.
Ну а пункт 23.5.4 полностью отвечает на ваш вопрос:

23.5.4. Орган по сертификации продукции (аккредитованная испытательная лаборатория), в соответствии со своей областью аккредитации и по поручению заявителя проводит исследование типа продукции одним из следующих способов:

- исследование образца для запланированного производства как типового представителя всей будущей продукции;

- анализ технической документации, испытания образца продукции или критических составных частей продукции.

Результаты исследования типа оформляются в заключении (сертификате соответствия) и (или) протоколе, в котором !!!аккредитованная испытательная лаборатория!!! дает оценку соответствия типа продукции установленным требованиям.
В том же положении смотрите п.19:
В зависимости от типовой схемы декларирования соответствия подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, !!!аккредитованной испытательной лаборатории!!!, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованная испытательная лаборатория).
То есть на основании собственных доказательств это может быть протокол от неаккредитованной ИЛ, для остальных схем (в том числе и 5д) только аккредитованная ИЛ.