" Каминский Л.С. : Сегодня, 18.06.2014г., присутствовал в Ростехнадзоре на совещании, посвященном внесению изменений в ФНиП по ПС и разработке руководств безопасности (РБ) ПС. Докладываю. Первое - никакого текста на http://regulation.gov.ru/project/15761.html?point=view_project&stage=1&stage_id=5725 "вывешивать" Ростехнадзор не будет…". Сообщение о Вашем участии на совещании - это шутка? :)
А замечания и предложения, коллеги, действительно нужно направить на этот портал.
Разработчики кранов должны писать РЭ на основании Технического регламента ТС 010/2011, ГОСТ Р 54121-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к эксплуатационной документации», ГОСТ 2.601 – 2006 "Эксплуатационные документы", а также стандартов серии ГОСТ 12, относящихся к системе стандартов безопасности труда.
С целью совершенствования нормативной базы крайне полезно издать стандарты ГОСТ Р, детализирующие требования к эксплуатации кранов, в том числе к РЭ на краны, гармонизированные с международными стандартами. В частности: ISO/TR 19961:2005 "Краны. Правила техники безопасности на самоходных кранах ". ISO 9928-1:1990 "Краны. Инструкция по управлению краном. Часть 1. Общие положения" ISO 9928-2:2007 "Краны. Руководство по управлению краном. Часть 2. Операторы самоходных кранов". ISO 12480-1:1997 "Краны. Безопасная эксплуатация. Часть 1. Общие положения". ISO 12480-3:2005 "Краны. Безопасная эксплуатация. Часть 3. Башенные краны" ISO 15513:2000 "Краны. Требования к компетенции водителей (операторов) кранов, строповщиков, сигнальщиков и контролеров". ISO 23813:2007 "Краны. Обучение персонала" ISO 23815-1:2007 "Краны. Содержание и техническое обслуживание. Часть 1. Общие положения" ISO 23853:2004 "Краны. Подготовка строповщиков и сигнальщиков".
Гармонизация с международными стандартами обязательна, поскольку соответствующее требование имеется в Законе № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Как видите, все в мире уже давно продумано и написано. Зачем выдумывать какие-то нелегитимные "Руководства по безопасности", если есть международные стандарты по безопасности, в которых все уже давно написано и проверено на практике. Достаточно перевести их на русский язык, может быть дополнить какими-то положениями из старых ПБ и РД и зарегистрировать в Росстандарте.
Требования к безопасности крана содержатся в Техническом регламенте ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Эти требования являются исчерпывающими. В соответствии с Соглашением стран Таможенного союза от 18.11.2010 «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ» они не могут быть дополнены каким-либо иным нормативным правовым актом.
ТР ТС 010/2011 обязывает разрабатывать Руководство по эксплуатации (РЭ) и исполнять его требования. Его статья 8 указывает, что РЭ включает, кроме прочего, указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту машины и (или) оборудования, указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, применению по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения, и т. д. Дополнительно требования к содержанию ЭД (РЭ) детализированы в ГОСТ Р 54121-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к эксплуатационной документации». Таким образом, Технический регламент ТС 010/2011 использует подход к обеспечению безопасности ПС, базирующийся на соблюдении Руководства по эксплуатации ПС, что представляется обоснованным и эффективным. Никакие ФНП по ПС или РБ при этом не нужны.
Конечно. Ростехнадзор вправе осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением требований ТР ТС на поднадзорных службе объектах (на ОПО).
Но Ростехнадзор не имеет полномочий осуществлять нормотворческую деятельность в сфере технического регулирования. Контроль (надзор) - пожалуйста. Но полномочиями по изданию нормативных актов в сфере технического регулирования обладает "Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии".
К обращению с грузоподъемными кранами (с ПС), т.е. с техническими устройствами, предъявляются не требования промышленной безопасности, а требования законодательства о техническом регулировании (см. статью 7 Закона №116-ФЗ).
Ростехнадзору следовало бы определиться, что такое ОПО, на котором используются ПС и далее предъявлять требования безопасности именно к ОПО, а не к применяемым на них техническим устройствам.
Сейчас же мы видим, что Ростехнадзор на фоне разговоров о безопасности ОПО пытается издать ФНП и РБ, относящиеся к безопасности самих кранов (называя их почему-то сооружениями), неправомерно вторгаясь в сферу технического регулирования.
Не нужно вводить Дмитрия в заблуждение, Леонид Станиславович.
Пункт 2 приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 гласит: "Признать не подлежащими применению следующие постановления Федерального горного и промышленного надзора России …", в том числе об утверждении Правил ПБ10-382-00. Иными словами, Правила ПБ10-382-00 утратили силу и не подлежат применению. Их нельзя использовать в качестве справочного пособия, поскольку они содержат множество положений, противоречащих ФНП по ПС.
Согласно п.1 ст. 7 Закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности…", "Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании". Закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает издание а). Технических регламентов. б) Национальных стандартов (ГОСТ Р) и в) Сводов правил. Разработка руководств по безопасности (РБ) в отношении технических устройств (кранов) законом № 184-ФЗ, а также иными федеральными законами, не предусмотрена. Поэтому к РБ, если они действительно будут разработаны, можно будет относиться как к художественным произведениям, естественно, не налагающим ни на кого никаких обязательств.
В соответствии с пунктом 4.1 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, Ростехадзор обязан "вывешивать" новый текст проекта любого НПА для проведения независимой экспертизы.
Поэтому новая редакция ФНП по ПС в любом случае будет размещена на сайте http://regulation.gov.ru/project/15761.html независимо от того, если или нет у Ростехнадзора желание это сделать.
На сегодняшний день текста новой редакции ФНП по ПС нет, поскольку обсуждается лишь целесообразность её принятия. Текст будет позже на этом же сайте: http://regulation.gov.ru/project/15761.html
Насколько я понял, Ростехнадзор категорично стоит на том, что регистрация ОПО с ПС должна осуществляться по месту расположения организации, эксплуатирующей ПС.
Например, если эксплуатирующая организация зарегистрирована в офшоре на Кипре и строит объект где-нибудь в Воронеже, то в реестр ОПО, по мнению Ростехнадзора, следует вносить не строительную площадку в Воронеже, а офис строительной компании на Кипре.
Ну и почему же вы с В.А.Сушинским "обеими руками схватившиеся на эдакую должность" в ТК-289, занимаете позицию "собака на сене"? Почему вы не разработали ни одного стандарта по тематике ФНП по ПС (по эксплуатации ПС) и не предусмотрели их в плане работ по стандартизации, чтобы другие не могли это сделать? Поясните экспертному сообществу, для чего вам понадобилось членство в ТК-289, если Вы в нем реально ничего не делаете?
Объективная реальность: По тематике ФНП, т.е. по вопросам эксплуатации ПС, не разработано и не планируется к разработке ни одного ГОСТа. В то же время ГОСТами можно было бы отчасти компенсировать недостатки ФНП по ПС. Вы так и не ответили - что Вы с В.А.Сушинским делаете в ТК-289 и зачем в него вступили? Откройте тайну….
Вы правы. Каминский Л.С. - представитель ТК-289 (НПП "ЭГО"), упорно уходит в сторону от обсуждения ГОСТов по ПС и нового ФНП и я напрасно реагирую на его высказывания не по теме форума. Приношу свои извинения.
Вы указываете срок поставки 1 месяц и он ООО "АЭМЗ" нередко не соблюдается. В итоге получается около 45 дней.
Вы напрасно пытаетесь оспорить очевидные и всем известные вещи. Любой потребитель, кто имел опыт работы с ОГМ240 и ОНК-160С, может их сравнить по сроку поставки, цене и качеству. И станет понятно, почему Ваша монополия на рынке рухнула, а объемы поставок у НПП "Резонанс" растут, а у ООО "АЭМЗ" падают.
Вместо ставки на конфронтацию Вам с В.А.Сушинским было бы полезнее искать общие точки соприкосновения, в том числе в части разработки нормативных документов и ГОСТов.
Типовой срок поставки приборов ОГМ240 компанией Резонанс составляет 3…4 дня, а приборов ОНК160С Арзамасом - 45 дней. Вдумчивый участник форума поймет, у кого есть финансовые проблемы, а у кого их нет.
В интересах всех сторон, Леонид Станиславович, Вам следовало бы не оскорблять своих оппонентов, а развивать сотрудничество с ними. Причём как по разработке ГОСТов, так и в производстве приборов безопасности. Тем более, что Ваши результаты в этих сферах становятся все более скромными.
На трудные вопросы от Ростехнадзора действительно трудно ждать вразумительного ответа. Но Ростехнадзор наверняка передаст вопросы по ФНП его разработчику - А.С.Липатову и далее даст ответ в соответствии с его мнением. :)
В любом случае нужен официальный ответ, который можно было бы использовать для защиты от некорректных и невыполнимых требований ФНП. Поэтому более лучший вариант по сравнению с официальным обращением в Ростехнадзор, не просматривается. Если, конечно, не рассматривать оспаривание ФНП в судебном порядке через Верховный Суд.
Желающие могут оспаривать Ваше с уважаемым В.А.Сушинским бездействие.
7 февраля 2012 года ООО НПП "ЭГО" было включено в члены ТК 289 "Краны грузоподъёмные" и возглавило подкомитет "Приборы и устройства безопасности, системы управления." Позже этот подкомитет возглавило СРО НП "РОСМА" (В.А.Сушинский).
Прошло более 2-х лет. За это время не появился ни один (!) стандарт по эксплуатационному сопровождению кранов и приборов безопасности к ним. НПП "ЭГО" и СРО НП "РОСМА" не разработали также ни одного стандарта.
Многие вопросы нормативного регулирования эксплуатации ПС, в том числе в плане реализации требований ФНП, можно и нужно было бы решить через издание стандартов. Тем более, что Ростехнадзор уполномочен осуществлять контроль соблюдения требований Техрегламента. Но не сделано НИЧЕГО! Если не секрет - с какой целью ООО НПП "ЭГО" и СРО НП "РОСМА" вошли в состав ТК 289?