Каждый человек должен делать то, что делает лучше всех. Поэтому сейчас очень активно развивается аутсорсинг. Возьмем, как пример, работы на высоте. Нет смысла держать высококвалифицированных (высокооплачиваемых) специалистов, покупать качественные (дорогостоящие) СИЗ, если данные работы на предприятии являются разовыми. Куда проще нанять компанию на производство данных работ.

Закон о «регуляторной гильотине».

На международном юридическом форуме, который проходил в Санкт-Петербурге, чиновники правительства представили новый законопроект о регуляторной гильотине. Законопроект должен быть внесен в Госдуму в сентябре, до этого будут проходить обсуждения.

Данный документ уже называют контрольно-надзорным кодексом, который предусматривает оценку эффективности проверяющих органов, запрет на «палочную» систему и отказ от старых норм надзора.

Что изменится в надзоре за бизнесом?

Новый законопроект вводит запрет на контроль и надзор по следующим требованиям:

- требования, которые официально не опубликованы;

- требования, которые содержались в актах исполнительной власти СССР и РСФСР;

-обязательные требования, которые были/будут приняты в РФ до 1 января 2021г. С этого срока должны действовать только актуализированные нормы, которые должны быть разработаны с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

Проект содержит оговорку в пользу бизнеса: «неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц».

Объектами надзора станут результаты деятельности граждан и компаний, а также производственные объекты, которые представляют опасность причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностей.

Все объекты надзора разделят на шесть уровней риска: от низкого до чрезвычайно высокого. Для каждого уровня должны утвердить точную частоту проверок. Наиболее опасные объекты будут проверяться один-два раза в год. Реформа предусматривает программу профилактики риска: информирование о них, разработка руководств по соблюдению требований, стимулирование добросовестности, профилактические визиты и т.д.

Для инспекторов будет прописан кодекс этики, их права и обязанности. Проект устанавливает ключевые показатели эффективности контроля и надзора, включая KPI по устранению рисков нанесения ущерба.

Законопроект не затрагивает отношения бизнеса с силовыми органами.

Надзорная реформа также не распространяется на:

-расследование причин аварий на производстве, несчастных случаев, профессиональных и массовых заболеваний;

-производство дел по административным делам;

- надзор в области безопасности дорожного движения.

На данный момент законопроект вызывает много споров. В первую очередь, возникает вопрос, какие требования оставят после 2021 года и насколько они будут конкретными. Непонятно, каким образом эта идея будет реализовываться. Если начать с чистого листа, то придется изучить статистику нарушений и причинения вреда, проделать огромную работу, на которую потребуется значительное время. Вероятней всего за основу возьмут старую нормативную базу. Главный вопрос: какие требования оставлять, а какие требования будут отменены как излишние.

Также присутствует неопределенность с определением рисков. Риск невозможно свести к нулю, он всегда существует. Поэтому возникает вопрос: какой риск можно считать допустимым. В законопроекте нет критериев минимизации рисков и отсутствуют механизмы их определения.

Чем обернется новая попытка государства улучшить бизнес-климат в РФ, покажет только время.

Ответ к комментарию «
Коллеги, есть ещё один интересный момент, связанный с пока ещё действующим 116-ФЗ.С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в 116-ФЗ, прописанные в Федеральном законе от 29.07.2018 № 271-ФЗ, а именно, утратил силу последний абзац п. 2 статьи 9, который звучал так:"За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах."Очевидно, что пошлина в 1300 рублей за аттестацию по промышленной безопасности стала не нужна госбюджету, эту позицию также поддерживает ЗАО "НТЦ ПБ", в частности господин Гонтаренко. В свою очередь территориальные аттестационные комиссии, а именно Дальневосточного управления Ростехнадзора,настаивают на уплате пошлины, иначе не принимают заявления на аттестацию, видимо федеральныйзакон для них не указ.Хотелось бы услышать, как обстоят дела в других регионах.
»:
3 апреля 19:58

Задавала данный вопрос Ростехнадзору, на что они ответили, что Налоговый кодекс никто не отменял, а там прописана пошлина. Как платили, так и будем платить.

1 апреля 20:55

До сих пор нет четкого определения, что может относиться к техническим устройствам. По грузоподъемным механизмам и сосудам под давлением все понятно, а по другим техническим устройствам полная неразбериха. 

Это актуальная версия. Давайте обсудим новые термины, например , технические устройства и опасные технические устройства.

опасные технические устройства, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, предназначенные для применения более чем на одном производственном объекте в различные периоды времени, и указанные в Приложении 3 к настоящему Федеральному закону (далее – опасные технические устройства);

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Когда закон появится на regulation, будет намного сложнее  невозможно вносить изменения в проект.

Ответ к комментарию «
»:
1 апреля 13:47

Я считаю, что на данном этапе введения аудита нецелесообразно, так как заказчик будет выбирать только ту организацию, которая "нарисует результат" без замечаний.

Давайте обсудим постатейно проект закона, а я попробую донести мнение уважаемого сообщества до членов рабочей группы по обсуждению законодательства в области промышленной безопасности.

При действующем законодательстве инспектор всегда найдет, за что штрафовать. Чек-листы содержат несколько тысяч вопросов. Большие расходы возникают при исполнении предписания, в том числе повторные штрафы при не исполнении предписания в срок. Насколько будет выгодней предприятию заплатить за аудит- большой вопрос.

Я не спорю с Вами, мне хотелось бы выслушать мнение как можно большего количества членов сообщества Н-И, в котором состою более 10 лет. Давайте попробуем донести свое мнение до Ростехнадзора.

P.s. Имею более ,чем 25 лет стажа работы на производстве. 

Извините, не согласна. Обеспечение безопасности -это также соблюдение правил эксплуатации технических устройств и своевременное проведение технического обслуживания. Поэтому закон и вводит "новую" отдельную деятельность- техническое диагностирование. 

31 марта 14:37

Плановые проверки Ростехнадзора , например для 3 класса ОПО, будут проводиться не один раз в три года, а один раз в пять лет. Конечно, при условии проведения аудита.

п.5.3. Для юридических лиц, ИП,..., представивших заключение аудита ПБ за периоду сделющей после проведения последней плановой проверки, не содержащих сведений о выявленных нарушениях требований ПБ...., устанавливается следующая периодичность проведения плановых проверок: для 1 и 2 класса ОПО не чаще, чем один раз в течении двух лет, в отношении 3 класса не чаще одного раза в течении пяти лет.

Аудит проводится за счет организации, поэтому без штрафов:)) Проведение аудита позволит сдвинуть сроки плановых проверок Ростехнадзора.

Комментарий к теме «
»:
31 марта 09:41

Давайте обсудим еще одно "новшество" нового законодательства- проведение аудитов в области промышленной безопасности. Аудитор должен пройти аттестацию , организация, которая проводит аудит, должна иметь аккредитацию. Проведение аудита позволит увеличить периодичность проверок Ростехнадзора.

 Извините, Вы правы, Указ входит в Перечень законодательных, нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций.