Пробное гидравлическое давление вертикальных трубопроводов

Выполнили монтаж технологического трубопровода воды. Рабочее давление 0,65 МПа. Трубопровод имеет два вертикальных ответвления, высотой 5 метров. разошлись с эксплуатацией по вопросу величины пробного гидравлического давления. Согласно рабочей документации проектант указал давление испытания - 0,8125 МПа (1,25 от рабочего). Гидропресс установлен в нижней точке. Там же установлены манометры. Эксплуатация настаивает при ГИ учитывать гидростатическое давление, т.е. испытывать на давление 0,8615 МПа (по аналогии с п. 394 ФНП).

Подскажите, правильна ли позиция эксплуатации и в каких НТД это отражено (возможно есть мнение РТН по данному вопросу или прецеденты с предписаниями РТН). Сам нашел только указания расплывчатые фразы в ГОСТ 32569-2013 и в ВСН 362-87 "Измерение давления при испытании трубопроводов должно выполняться не менее чем двумя манометрами, которые устанавливаются: один - у опрессовочного агрегата после запорного вентиля, второй - в конце линии (участка)". При этом не ясно какие должны быть показания по манометрам.

Бурмистров Ярослав Валентиновиич
29 июня 23:29
 347

Комментарии:

место
Лучшие комментарии за всё время
Ветров Сергей Владимирович
1 июля 04:28 в ответ на #127475
Серт за час - фиг получишь

Маленько уточню моё пояснение к п. 394 - величина пробного давления остается рассчитанной по формуле из ФНП, но при её контроле по манометру следует из показаний манометра вычесть гидростатическое давление.

место
Лучшие комментарии за всё время
Ветров Сергей Владимирович
2 июля 11:17 в ответ на #127481
Серт за час - фиг получишь

"Эксплуатация настаивает при ГИ учитывать гидростатическое давление, т.е. испытывать на давление 0,8615 МПа".

0,8615 это не пробное, а то, которое должен показать манометр, исходя из пробного 0,8125 (оно неправильно рассчитано, но сейчас не суть) + гидростатическое (которое возникнет от столба воды при испытании, а не от насоса). То есть испытывают на 0,8125, а 0,8615 должен в итоге показать манометр.

Ветров Сергей Владимирович
1 июля 01:14
Серт за час - фиг получишь

Пробное 0,8125 МПа - это какого же класса точности должен быть манометр, чтобы его поймать?... Округлить до 0,8 не судьба была...

Однако, ошибочка - согласно п. 13.2.1 ГОСТ 32569-2013 пробное давление должно быть 1,25хРрасчетноехОтношение сигма, но не менее 0,2 МПа (то есть в вашем случае 0,65 + 0,2 = 0,85 МПа), или 1,43хРрасчетное (выбирается наибольшее из двух значений). Так что при отношении сигма 1,0 и рабочем давлении, равном расчетному (Вы точно знаете, что они равны? Я сомневаюсь...), пробное будет 1,43х0,65 = 0,93 МПа - округленно 0,9 МПа. Дятел ваш проектировщик...no

Что касается гидростатического давления - оно и так будет при полном заполнении трубопровода водой, на его величину пробное не увеличивают. Эксплуатация неверно трактует п. 394 - там сказано, что в случае конструктивной невозможности такой установки манометра величина пробного давления должна определяться с учетом гидростатического давления воды в зависимости от уровня установки манометра. То есть, если манометр установлен не на верхней крышке (днище) сосуда, а где-то в нижней части сосуда, то из величины пробного давления, рассчитанной по формуле, следует вычесть величину гидростатического давления, измеряемого от самой верхней точки сосуда до места врезки штуцера под манометр. Эх, эксплуатация...

Ветров Сергей Владимирович
1 июля 04:28 в ответ на #127475
Серт за час - фиг получишь

Маленько уточню моё пояснение к п. 394 - величина пробного давления остается рассчитанной по формуле из ФНП, но при её контроле по манометру следует из показаний манометра вычесть гидростатическое давление.

Бурмистров Ярослав Валентиновиич
2 июля 09:55

 Спасибо, Серей Валентинович. 

"но при её контроле по манометру следует из показаний манометра вычесть гидростатическое давление." Эксплуатация как раз и хочет, чтобы на манометр показал (при испытании) величину= Рпр (проектное)+Ргидростатическое. 

Но прямых ссылок на необходимость учета гидростатического давления при испытании трубопроводов я не нашел. Логика логикой, но хотелось бы понять, почему этот момент упущен в НТД (или я плохо ищу). Или же ГИ трубопроводов (в силу протяженности и т.п.) не должно учитывать гидростатику

Ветров Сергей Владимирович
2 июля 11:17 в ответ на #127481
Серт за час - фиг получишь

"Эксплуатация настаивает при ГИ учитывать гидростатическое давление, т.е. испытывать на давление 0,8615 МПа".

0,8615 это не пробное, а то, которое должен показать манометр, исходя из пробного 0,8125 (оно неправильно рассчитано, но сейчас не суть) + гидростатическое (которое возникнет от столба воды при испытании, а не от насоса). То есть испытывают на 0,8125, а 0,8615 должен в итоге показать манометр.

Бурмистров Ярослав Валентиновиич
2 июля 12:58

Серей Владимирович, благодарю. И все же, почему этот момент не отражен в НТД? Как думаете?

И еще вопрос: как этот момент отразить в акте ГИ? указать что "....давление поднималось до 0,8125, выдерживалось....." или расписывать, что "...с учетом гидростатического давления, места установки манометров, и т.д. и т.п.... поднималось до 0,8615, выдерживалось в течение......". Ранее никогда не сталкивался на практике с подобным.

Ветров Сергей Владимирович
2 июля 22:17 в ответ на #127485
Серт за час - фиг получишь

В акте ГИ пишите, что давление поднималось до 0,95 МПа (это я уже правильную величину по формуле указываю + гидростатическое) с учетом гидростатического давления, равного 0,05 МПа (только про 0,05 указываете при условии, что эта величина отражена в рабочей или иной проектной документации, чтобы у вас было основание её принятия), выдерживалось столько-то и т.д.

В НТД этот момент не отражен, поскольку тут отражать нечего - всё и так понятно, как дважды два.

Бурмистров Ярослав Валентиновиич
3 июля 09:51

Еще раз спасибо

Бурмистров Ярослав Валентиновиич
25 июля 16:26

Получил разъяснения от РТН. Получается, что требования по учету гидростатического давления не обязательны для трубопроводов... Парадокс?

PDF
100-11644.pdf
Скачать файл
Ветров Сергей Владимирович
25 июля 17:05 в ответ на #127609
Серт за час - фиг получишь

Вы получили разъяснение на основании положений ФНП ОРПИД, не распространяющихся на технологические трубопроводы... У поднадзорных трубопроводов горячей воды (попадающих под ФНП ОРПИД) вертикальных участков, создающих сколь-либо значимое гидростатическое давление, как правило не бывает (это же тепловые сети), поэтому его и не учитывают. А у технологических ТП всё может быть, но в вашем случае "бой" идёт за какие-то 0,05 МПа при пробном без учета гидростатики 0,9 МПа - несерьезно.

Бурмистров Ярослав Валентиновиич
25 июля 21:39

Не соглашусь с Вшим мнением, что "у поднадзорных трубопроводов, как правило не бывает вертикальных участков". Характерный пример - всасывающие трубопроводы ПЭНов на ТЭС. Это всегда вертикальные трубопроводы 12-15 метров высотой. Для деаэраторов повышенного давления (0,6 МПа) учет гидростатики дает "+ 0,1 МПа" к испытательному давлению.

Спасибо за Ваше мнение.